Автомобильные трансмиссионные масла
Для обеспечения нормальной работы агрегатов трансмиссии масло должно обладать определенной вязкостью и совокупностью эксплуатационных свойств, которые отражаются в различных классификациях и спецификациях.
Вязкость — свойство, от которого зависит значительное число других характеристик масла.
-
Большая вязкость обеспечивает высокую прочность масляной пленки, но увеличивает потери мощности, передаваемой через агрегат, на внутреннее трение в масле. К тому же высоковязкое масло сильнее густеет на морозе. По этим причинам возможность улучшения смазывающей способности за счет увеличения вязкости ограничена.
-
Меньшая вязкость, наоборот, снижает потери на трение и прочность масляной пленки. Защита от износа и задира в этом случае обеспечивается в основном противозадирными и противоизносными присадками. Так как в тонком слое смазки может содержаться недостаточно присадок, в маловязких маслах их содержание увеличивают. Меньшая вязкость усложняет обеспечение герметичности узла. В современных агрегатах эта проблема решена благодаря применению высококачественных уплотнений. При отрицательных температурах небольшая вязкость дает возможность начать движение без предварительного разогрева агрегатов трансмиссии.
Термоокислительная стабильность — способность сохранять свои свойства под действием повышенных температур. Обеспечивается введением в масло антиокислительных присадок.
Антикоррозионные свойства — способность масла предотвращать коррозию металлов и сплавов, из которых изготовлены детали агрегатов трансмиссии — стали, латуни и т.д. Образующиеся в процессе окисления масла вещества вызывают значительную коррозию, особенно у цветных металлов и их сплавов. Поэтому в трансмиссионные масла вводят ингибиторы коррозии, препятствующие процессам окисления металлов.
Стойкость к образованию пены, возникающей из-за интенсивного перемешивания трансмиссионного масла в процессе работы, зависит от химического состава базового масла и присадок. Значительное пенообразование приводит к смазыванию деталей не маслом, а масловоздушной смесью, резко сокращая срок службы агрегата.
Многообразие выпускаемых трансмиссионных масел, предназначенных для автомобилей, вызвало необходимость разработки и использования классификаций, которые позволяют правильно выбрать трансмиссионное масло для любого транспортного средства.

По уровню эксплуатационных свойств и возможным областям применения масла разбиты на пять групп — 1, 2, 3, 4, 6, 5. Пример обозначения трансмиссионного масла по ГОСТу-17479.2-85 приведен на рис. 1.
Из-за того что по ГОСТовскому обозначению достаточно трудно определить температурный диапазон применения трансмиссионных масел, отечественные производители указывают класс вязкости и по SAE.

всесезонные имеют двойное обозначение, например 75W-90, 80W-140
Примерное соответствие классов вязкости по ГОСТу-17479.2-85 и SAE J306 приведено на рис. 2.
Рекомендуемые АвтоВАЗом температурные диапазоны применения трансмиссионных масел различных классов вязкости по SAE приведены на рис. 3.

- GL-4 — для цилиндрических, спирально-конических и гипоидных зубчатых передач при умеренных условиях эксплуатации;
- GL-5 — для гипоидных передач при жестких условиях эксплуатации.
Примерное соответствие групп трансмиссионных масел по ГОСТу-17479.2-85 и API приведено на рис.4.
Производители автомобилей и гидромеханических коробок разработали отдельные спецификации для этих масел — General Motors (Dexron II, Dexron III, Dexron IV), Ford (Mercon), DaimlerCrysler (MB 236. 1/236.5) и т. д. Жидкости, соответствующие требованиям Dexron II, Dexron III, Mercon, могут быть взаимозаменяемы и совместимы, но при этом замена одного масла на другое или их смешение должны допускаться автопроизводителем.
В гидравлических усилителях руля требования к маслам менее жесткие, поскольку там нет необходимости обеспечивать сцепление фрикционных дисков. В этих устройствах довольно часто используют жидкости для гидромеханических коробок передач (согласно инструкции по эксплуатации автомобиля) для сокращения ассортимента смазочных материалов, используемых в автомобилях.