ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ СТАТЬ НАШИМ ПАРТНЁРОМ, ПРОСИМ ВАС ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

ИЛИ АВТОИЗИРУЙТЕСЬ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ

РЕГИСТРАЦИЯ
ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ?
Чистая рубашка: ближе к делу

Чистая рубашка: ближе к делу

ЗНАЕТЕ КАКОЕ МАСЛО ВЫБРАТЬ ДЛЯ ВАШЕГО АВТО?

О том, что радиатор системы охлаждения двигателя должен быть чистым снаружи, известно даже курсантам автошкол. Но о чистоте системы охлаждения изнутри сегодня мало кто задумывается. А зря…
Назначение системы охлаждения автомобильного двигателя – отвод тепла от цилиндров и зон работы пар трения. Теплоносителем служит охлаждающая жидкость (антифриз), которая отводит тепло к радиатору, где она охлаждается набегающим потоком воздуха.

Что с теплообменом

В ходе эксплуатации двигателя тепло обмен в нем может ухудшиться. Происходит это из-за того, что на деталях системы охлаждения со временем накапливаются твердые известковые отложения – накипь. В особенности ее много, если в системе охлаждения присутствовала чрезмерная концентрация жесткой воды. Еще одним источником загрязнения являются коррозионные процессы на металличес ких деталях рубашки охлаждения двигателя (особенно если антифриз старый или некачественный). В результате в системе охлаждения откладываются продукты коррозии в виде механическихчастиц.
Накипь на металлических деталях двигателя не только ухудшает тепло отдачу, но и вызывает неравномерный нагрев деталей, что чревато короблением и нарушением герметичности. Накипь сужает каналы, ухудшая циркуляцию жидкости и, соответственно, повышая среднюю рабочую температуру силового агрегата. Заметить эту проб лему можно по часто включающемуся вентилятору радиатора и постоянно клонящейся к максимуму стрелке термометра.
Накипь в теплообменнике отопителя снижает эффективность работы климатической установки. Нередко известковые отложения забивают основной радиатор, что становится причиной перегрева двигателя в осложненных условиях движения в пробках, при буксовании в снегу, грязи. Помимо того, следствием повышенной температуры мотора станет преждевременное старение масла – ухудшение его свойств, а значит -  ускоренный износ двигателя.
Взвешенные в жидкости механические частицы также постепенно забивают тонкие каналы радиатора, в первую очередь – отопителя. Относительно крупные час тицы грязи (чешуйки ржавчины и накипи, фрагменты резины и плас тика), попав на клапан термостата, могут нарушить алгоритм его работы – соответственно, изменится средняя рабочая температура двигателя. Мельчайшие частицы грязи выступают в роли абразива, ускоряющего износ сальника помпы.

Борьба за чистоту
 
 
Автопроизводители рекомендуют периодически полностью менять охлаждающую жидкость, поскольку ее присадки – в том числе и моющие – срабатываются. Но если этим требованием пренебрегали и система все-таки загрязнилась, для ее радикальной очистки применяют различные методы. Например, один из самых примитивных шоферских способов – промывка водой под давлением в направлении, противоположном рабочему ходу жидкости. В качестве другого, более действенного дедовского способа ранее предлагалась промывка раст вором едкого натра, каустической соды, молочной кислоты (сывороткой). Сильно загрязненные латунные радиаторы очищали, распаяв их на части и проталкивая через трубки «шомполы» специального профиля.
В настоящее время очищать системы охлаждения помогают специализированные препараты. В стационарных условиях СТО применяются специальные промывочные станции, включаемые в контур охлаждения работающего двигателя. Более доступный, хотя и достаточно хлопотный способ – заливка в антифриз перед его заменой на некоторое время моющей присадки.

Чистим: до и после

Мы решили проверить эффективность промывок на деле. У подопытного Daewoo Lanos 1,5 с пробегом 120 тыс.км. ни разу не промывалась система охлаждения. Для образца взяли «Очиститель системы охлаждения» известного в Украине немецкого бренда Liqui Moly. Слив из мотора часть антифриза, мы исследовали эндоскопом полости системы охлаждения и отметили цвет и прозрачность жидкости. Затем вернули ее в двигатель, добавив «Очиститель». Дав мотору поработать 20 минут, слили жидкость. И снова «заглянули» в двигатель. Результаты видны на фото: маслянистых отложений желтого цвета и желтовато-серой накипи на внутренних поверхностях расширительного бачка и патрубков после промывки не стало. Антифриз после промывки стал намного темнее, нежели до нее: он вобрал в себя грязь с поверхностей системы охлаждения и «вынес» ее в подставленную при окончательном сливе емкость.

Эффективность чистки присадками
 
Слитый после добавления присадки и промывки системы антифриз оказался намного темнее прежнего – от собранной грязи.
   
Отложения грязи в дальнем углу расширительного бачка были смыты присадкой в ходе нашего экспериемента.
   
На cтенках резиновых патрубков скапливаются серо-черные отложения . После промывки их не стало.
 

Внутри
 
 
Для контроля внутренних полостей двигателя предназначен цифровой эндоскоп Snap-on BK 6000. Это один из самых совершенных на сегодня приборов данного типа, позволяющий делать фото- и видеозаписи на карточку формата SD. Его зонд на эластичной штанге длиной 0,5 м, объединяющий миниатюрную видеокамеру и светодиодную подсветку, имеет малый диаметр – 8,5 мм. Это дает возможность вводить его даже в отверстия свечей зажигания. Съемное зеркало помогает изучать недоступные для «прямого видения» поверхнос ти. Изображение с камеры передается на цветной экран диагональю 89 мм с разрешением 320х240 и экспортируется для записи или трансляции на внешний монитор при разрешении 720х480. Управление трансфокатором камеры и режимами записи осуществляется с выносного пульта управления. Корпус оснащен обрезинен ными магнитными «присосками» и магнитной подвеской для нетравматичного крепления к кузову автомобиля. Стоит Snap-on BK 6000 в стандартной комплектации порядка 750 евро – или 8540 грн.
 
Схема работы системы охлаждения
 

 

 

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ СТАТЬ НАШИМ ПАРТНЕРОМ,
ПРОСИМ ВАС ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ